|
Каталог статей
COCA-COLA. История компании.
COCA-COLA. История компании.
Рассказ о напитке Кока-Кола, в котором, по иронии судьбы уже давно
нет ни коки, ни колы. Что, впрочем, не мешает торговому знаку Coca-Cola
быть самым дорогим в мире. Его стоимость на сегодняшний день не
дотягивает до 70 млрд. долларов самую малость.
Изначально в состав напитка входили два наркотических вещества: кокаин
и американский орех кола, также содержащий легкий наркотик. До начала
XX века кокаин был разрешен и в Америке и в Европе. Все светское
общество того времени употребляло данное тонизирующее и возбуждающее
вещество. Когда кокаин попал в разряд запрещенных, его прошлось убрать
из состава Кока-колы. В середине века по тем же причинам был удален и
экстракт ореха.
С чего все началось
История компании Coca-Cola началась 8
мая 1886 года в небольшом тогда американском городе Атланта, на заднем
дворе дома фармацевта Пембертона. В этот день уважаемый Джон Пембертон
сварил в медном тазу не совсем обычный сироп. Джон позвал своего
бухгалтера Френка Робинсона и поделился с ним открытием:
- Френк, друг, попробуй, что у меня здесь вышло!
- А в этом что-то есть, Джон! Запиши быстрее рецепт, а то забудешь!
Сироп, был сладким и густым. Джон отнес его в самую крупную в городе
аптеку "Джекобса". В тот же день первые порции сиропа, по пять центов
за стакан, были проданы посетителям. Вскоре продавцы в "Джейкобсе"
стали смешивать сироп с газированной водой. На протяжении своего
первого года существования "Кока-Колу" раскупали в количестве девяти
стаканов в день.
Название "Кока-Кола", равно как и уникальный стилизованный шрифт этого
товарного знака, придумал Фрэнк Робинсон. Изобретатель напитка, видимо,
не подозревал, какое будущее уготовано его детищу - незадолго до своей
кончины в 1888 году, он распродал дело различным партнерам.
Спустя некоторое время в Атланте появился бедный иммигрант из Ирландии
Аза Кендлер. В его кармане было всего 1 доллар и 75 центов, но он
твердо верил, что ему посчастливится на новом месте. Владея незаурядным
коммерческим талантом в скором времени он действительно заработал
небольшой капитал и приобрел рецепт "Кока-Колы" у вдовы Пембертона за
2300 американских долларов (в то время это были очень большие деньги).
Вместе со своим братом и двумя другими компаньонами он основал в штате
Джорджия "The Coca-Cola Company" с первоначальным капиталом в 100 тысяч
долларов. И если Пембертон был отцом напитка, то Аза Кендлер стал отцом
компании Кока-Кола, зарегистрировав ее 31 января 1893 года. Товарный
знак "Кока-Кола", используемый с 1886 года, был официально
зарегистрирован в США 31 января 1893 года. В том же году были выплачены
и первые дивиденды по акциям Компании (20 долларов на акцию). С тех пор
каждый год Компания неукоснительно выплачивала дивиденды своим
акционерам.
Хороший продукт и хорошая реклама
Для развития бизнеса
необходимы две вещи - хороший продукт и хорошая реклама. Аза Кендлер
начал первую в истории "Кока-Колы" рекламную кампанию под лозунгом:
"Пейте "Кока-Колу"! Прекрасную и освежающую!". Компания Кока-Кола
начала свою деятельность с создания отдела реализации. Аза привлек
молодых, энергичных "барабанщиков", так в Америке называли сотрудников
торгового отдела. А поскольку хорошая реклама не ограничивается
логотипом и лозунгом, пусть даже и очень удачным, Аза Кендлер применял
и новые для того времени формы рекламной деятельности. Он начал
рассылать по почте купоны на получение бесплатной порции "Кока-Колы", а
также разнообразные сувениры с изображением товарного знака
"Кока-Кола".
Новый безалкогольный прохладительный напиток "Кока-Кола" приобретал все
большую популярность. Многие из тех, кто впервые попробовал "Кока-Колу"
в магазине или ресторане, брали ее еще и домой. Вскоре, почти каждый
считал своим долгом попробовать модный напиток, который с таким
энтузиазмом пили все вокруг.
Производство сувенирной продукции, рекламирующей товарный знак
"Кока-Кола", принесло компании неслыханный успех. Легко узнаваемый
товарный знак вошел в повседневную жизнь и начал свой триумфальный ход
по всему миру. Логотип "Кока-Кола" читатели находили на обложках модных
журналов, на огромных плакатах вдоль дорог. Реклама "Кока-Колы" всегда
отличалась яркими и заметными образами, которые были по душе каждому
американцу. Напиток рекламировали наиболее известные артисты и
спортсмены. Высокое качество напитка и красивая реклама принесли
"Кока-Коле" невиданный успех.
В 1894 году был открыт первый, за пределами Атланты, завод по
изготовлению сиропа. Это произошло в Далласе, штат Техас. Следующими
были заводы в Чикаго (Иллинойс) и Лос-Анджелесе (Калифорния). В 1895
году г-н Кендлер не без удовольствия мог сообщить в ежегодном отчете
акционерам, что "отныне "Кока-Колу" пьют в каждом штате на всей
территории США". По мере того, как стремительно возрастал спрос на
"Кока-Колу", разрасталась и штаб-квартира Компании. В 1898 году на
Эджвудавеню в Атланте было выстроено новое трехэтажное административное
здание. Айза Кендлер наивно полагал, что его будет вполне достаточно
для нужд Компании "на все времена" - оно оказалось тесным уже через
десятилетие.
Появление "Кока-Колы" в бутылках
До 1894 года "Кока-Кола"
продавалась в розлив. Это происходило до тех пор, пока владелец
магазина в городе Виксбург Джозеф Биденхарн, размышляя над тем, как
лучше доставлять напиток на плантации вдоль реки Миссисипи, не
установил в своей лавке оборудование по розливу "Кока-Колы" в бутылки.
Так он стал первым производителем напитков The Coca-Cola Company. Но,
по-настоящему система производства развернулась пятью годами позже. Два
предпринимателя из Чаттануги (Теннеси) Бенджамин Томас и Джозеф Уайтхед
получили от г-на Кендлера эксклюзивные права на розлив и продажу
напитка "Кока-Кола" практически на всей территории Соединенных Штатов.
Айза Кендлер не видел большой выгоды в том, чтобы продавать напиток в
бутылках и уступил "эксклюзив" за символическую плату - всего за один
доллар. Забегая вперед, отметим, что только в 1928 году объемы сбыта
кока-колы в бутылках превысили объемы продаж "в розлив". По новому
контракту первый завод по розливу "Кока-Колы" был построен в Чаттануге
в 1899 году. Собственно, с этого момента и начинается история всемирной
Системы "Кока-Колы", системы боттлинга - производства и сбыта напитков
через партнеров - так называемых "франчайзи".
За последующие 20 лет число заводов достигло одной тысячи, причем 95%
из них принадлежали местным предпринимателям и на них работал местный
персонал. На сегодня система производителей The Coca-Cola Company
является самой крупной и разветвленной производственной и
дистрибьюторской сетью в мире.
1902 год ознаменовался появлением главного конкурента - компании
Pepsi-Cola.
Первыми двумя странами где Кока-Кола развернула свою деятельность после
завоевывания Америки стали Куба и Панама случилось это в 1906 году.
Но, как это может показаться с первого взгляда, развитие Компании не
было абсолютно безоблачным: как и другие популярные продукты,
"Кока-Колу" в скором времени начали подделывать. Для борьбы с
производителями фальшивой "Кока-Колы" были нанятые агенты знаменитого
поискового агентства Пинкертона. Одним из средств защиты
зарегистрированного товарного знака "Кока-Кола" стала изобретенная в
1915 году известная теперь всему миру контурная бутылка. Ее дизайн
разработали на предприятии "Рут Гласс Компани" в штате Индиана. В 1977
году контурная бутылка была зарегистрирована как один из товарных
знаков The Coca-Cola Company наряду со знаками "Coca-Cola" и "Coke"(
зарегистрирован в 1945 г.).
Хронология
В 1919 году Аза Кендлер продал компанию
Кока-Кола Ернсту Вудраффу, способному банкиру из Атланты и группе
других инвесторов за 25 миллионов долларов.
В 1920 году появился первый ботлер в Европе - во Франции.
В 1923 году Компанию возглавил Роберт, 33-летний сын Ернста Вудраффа,
который оставался на посту 60 лет и cтал настоящей живой легендой
Компании. Новый президент компании Кока-Кола сделал основной акцент на
качестве напитка. В период своего президентства Роберт Вудрафф создает
корпорацию "Кока-Кола Экспорт Корпорейшен", занимающуюся развитием
бизнеса компании "Кока-Кола" по всему миру. В том же году были
утверждены единые стандарты производства и продажи бутилированной колы:
от рецептуры смешивания напитка до расстановки бутылок на полках
магазинов.
В марте 1923, "Coca-Cola" изобрела картонную упаковку на шесть бутылок.
В 1927 году, The Coca-Cola Co. впервые начала рекламную деятельность на радио.
Летом 1928 года американская команда привезла 1000 ящиков "Кока-Кола"
на Олимпийские игры в Амстердам. В скором времени "Кока-Кола" и спорт
стали нераздельными понятиями. "Кока-Кола" постоянный спонсор
Олимпийских игр, Мирового чемпионата по хоккею, Кубка ФИФА по футболу,
мировых теннисных турниров и других спортивных соревнований.
В 1929 году Компания осуществила удачный проект: впервые был
использованный металлический "кулер" /cooler/ - холодильник без верхней
крышки, дающий возможность продавать охлажденный напиток в любую жару.
В 1931 году состоялась очередное знаменательное событие в истории
"Кока-Колы". Компания заказала американскому художнику Хаддону
Сундблому дизайн красно-белого костюма для Санта-Клауса. До этого
Санта-Клаус одевался как придется, в одежду разнообразнейший цветов и
оттенков, что выглядело не очень весело. Художник долго думал какое
лицо нарисовать Санте и ... сделал свой автопортрет. Вот так, уже много
лет в Рождество на нас смотрит добрый и веселый Санта-Хаддон.
В 1939 году PepsiCo начала продавать напиток в бутылках большей емкости
по ценам продукции конкурента. Вся реклама Pepsi была построена на
сравнении цен и размеров бутылок. Продажи Pepsi стали стремительно
расти. Тогда-то Coca-Cola и решила серьезно взяться за конкурента. Был
предъявлен иск о нарушении прав на использование торговой марки-слова
"кола" в названии напитка. Длительное и скандальное судебное
разбирательство завершилось мировым соглашением. Это положило начало
настоящей "холодной войны" компаний.
Перед Второй Мировой войной "Кока-Кола" продавалась уже в 44 странах.
Вступление США в войну сопроводждалось приказом Роберт Вудраффа своей
"армии" - "я хочу чтобы каждый человек в военной форме мог получить
бутылку Кока-Колы за 5 центов. Где бы он ни был и несмотря на то,
сколько это будет стоить Компании". Более 5 миллионов бутылок Кока-Колы
было доставлено военным на протяжении войны.
В августе 1958 года, в Бостоне, дебютировала "Fanta". Три года спустя,
первого февраля 1961 года было открыто производство напитка "Sprite".
В 1960 году Компания начала разливать свои напитки в жестяные банки,
ранее предназначенные только для армии. А с 1977 в пластиковые бутылки
PET (Polyethylene Terephthalate) емкостью 2 литра.
В 1979 году Компанию возглавил Роберто Гозуэта - один из самых успешных менеджеров XX века.
В 1982 году появилась Diet Coke в которой вместо сахара используется
сахарозаменитель. В одной баночке содержится всего 1 калория.
Конечно, американцы не могли обойтись без любимой "Кока-Колы" и в
космосе. Так в 1985 году "Кока-Кола" отправилась навстречу к звездам.
Это была не обычная банка, а специальная, с трубочкой.
В 1991 году Coca-Cola Company открыла свое представительство в Москве.
По объемам продаж в России она сначала проигрывала PepsiCo в
соотношении 1:10 (Pepsi появилась в СССР почти на 20 лет раньше
благодаря выбору Хрущева). За семь последующих лет компания
инвестировала в развитие своего российского бизнеса более 750 млн
долларов, построив в два раза больше предприятий, чем PepsiCo. В 1998
году объемы продаж напитков Coca-Cola в три раза превысили те же
показатели главного конкурента Компании.
День сегодняшний
Сегодня мировая империя Coca-Cola
выглядит следующим образом: 11 крупных компаний-боттлеров, работающих в
масштабах нескольких государств, и несколько десятков отдельных
предприятий-неконсолидированных боттлеров. Например, Coca-Cola
Enterprises Inc. работает в США (где производит примерно 70%
потребляемых американцами напитков) и в ряде стран Западной Европы. В
1996 году компания приобрела концентратов на 1,6 млрд долларов. Другой
крупный боттлер-Coca-Cola Amatil Ltd. занимает аналогичные позиции в
странах Азиатско-Тихоокеанского региона. В странах Восточной Европы
работает Coca-Cola Helenic Botling Company.
На данный момент существует около 200 видов напитков, которые
производит компания Кока-Кола. Но трем из них принадлежит 80% от всего
мирового объема продаж - это Кока-Кола, Фанта и Спрайт. В мире
выпускается около 70 сортов Фанты с разнообразнейший вкусами
(апельсиновым, лимонным, мандариновым, грейпфрутовым, киви, дыни,
арбуза и так далее). Кока-Колы существует 8 видов. Компания Кока-Кола
старается удовлетворить вкусы всех потребителей - она выпускает и
высококалорийные напитки, обогащенные минеральными веществами -
Аквариус, 100+. А еще компания Кока-Кола выпускает 12 видов натуральных
соков, которые называются Minute Maid. Совместно с компанией Nestle выпускаются холодный чай - Nestea и холодный кофе Nescafe. Летом 1999 года Кока-Кола преобрела все права торговую марку Schweppes, принадлежащую ране компании Cadbury.
На сегодняшний день товарный знак "Кока-Кола" является наиболее
известным товарным знаком в мире, а компания Кока-Кола - известнейшей
компанией на Земле. Торговую марку Кока-Колы знают 98 % всего населения
земного шара."Кока-Кола" продается почти в 200 странах мира. Каждый
день во всем мире продается около 1 миллиарда единиц продукции
Компании.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О НАПИТКЕ «КОКА-КОЛА»
Если всю выработанную более как за сто лет «Кока-Колу» разлить в
бутылки, выложить в одну линию и обвить ею околоземную орбиту нашей
планеты, то она обернет Землю 4334 раза. Кстати, подобная цепочка к
Луне дотянулась бы туда и обратно 1045 раз.
Если всю выработанную «Кока-Колу» раздать в бутылках всем жителям планеты, каждый из нас получил бы по 767 бутылок.
Если бы всей выработанной «Кока-Колой» заполнить бассейн глубиной 180
сантиметров, то его длина составляла бы 33 километры, а ширина достигла
бы почти 15 километров. В такой бассейн могут одновременно войти 512
миллионов человек.
Каждую секунду в мире выпиваются 8000 стаканов напитков, выработанных Компанией.
Огромный знак «Кока-Колы», размещенный над павильоном «Мир Кока-Кола» в
Атланте, состоит из 1407 обычных лампочек и 1906 «погонных» неоновых
ламп. Высота знака - 9 метров, ширина - 8, вес - 12,5 тонн.
Наибольший знак «Кока-Колы» расположен в чилийском городе Арика. Он
установлен на вершине холма. Ширина знака - 122 метра, высота - 40
метров. Составлен этот знак из 70 тысяч бутылочек от «Кока-Колы». Первый внешний рекламный щит «Кока-Кола», нарисованный еще в 1904 году
и до сих пор находится на своем месте в городке Картерсвилл (штат
Джоржия).
В 1989 году «Кока-Кола» была первой иностранной компанией, которая
разместила рекламу своей торговой марки на Пушкинской площади в Москве.
Две страны, в которых высочайший процент потребления в мире «Кока-Кола»
на душу населения, не имеют между собою абсолютно ничего общего. Это
огромная континентальная субтропическая Мексика и крохотная островная
приполярная Исландия.
Наиболее длинный маршрут доставки «Кока-Колы» находится в Австрали.
Водителям грузовиков приходится преодолевать 1803-киллометровую трассу,
чтобы доставить продукцию из города Перт (Южная Австралия) в населенные
пункты Каррата и Порт-Хедленд.
Источник: http://www.foodsmarket.info/news/content.php?id_news=162&id_groups=7 |
Категория: Полезная информация | Добавил: sashook3000 (10-Апреля-2009)
|
Просмотров: 2091
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|